ГлавнаяНовостиЛицаФото/ВидеоКонтакты

05 июня 2015

Патриотизм и политическая деятельность: современное измерение(часть 4)

"Тюменская губерния" продолжает публикацию материалов круглого стола, проведённого по инициативе регионального отделения партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ

Георгий ЭРГЕМЛИДЗЕ, ведущий: Если патриотизм определять как любовь к Родине, то это лишено правового содержания. Не определить, действительно, что такое любовь как правовая категория. С другой стороны каждый человек, каждый гражданин должен знать, что такое патриотизм. Коротко и ясно, потому что цитаты Ильина или из преамбулы Конституции никто не знает наизусть. Даже в этом зале, я уверен.

Но мы всё это с одной стороны должны довести до школьников, до студентов и так далее. А с другой стороны непонятно, почему не удается на протяжении такого количества времени к какой-то правовой формулировке прийти? И как, по-вашему, могла бы звучать эта формулировка так, что патриотизм – это просто признание и уважение выбора большинства населения? К примеру.

Андрей КАНАНИН, политолог: Георгий Растомович, понимаете, мы эту тему вскрыть не сможем. Но я вот почему на этом моменте акцентировал внимание. Есть как бы два глобальных теоретических подхода в общественно-философской мысли: либо во главе – государство и его интересы, либо во главе – человек и его интересы.

Я сейчас не хочу углубляться в дискуссию, почему так поучилось. Сегодня в головах у людей приоритет, извините, при всём уважении к нашему нефтяному краю, к "черной жиже", чем к соседу, другу, товарищу. И разрыв составляет в семь раз. Я считаю, что нужно учитывать обязательно два фактора.

Первый – уважение к окружающим тебя людям. Помните известную философскую фразу: "не относись к другому так, как бы ты не хотел, чтобы относились к тебе". Это такой базис, который формирует мировоззренческую установку вообще ко всему. Если ты не уважаешь окружающих, то будешь плевать везде, бросать окурки и прочее. Ну и второй момент – готовность к самопожертвованию во благо интересов страны.

Георгий ЭРГЕМЛИДЗЕ: Надо бы фракции задуматься над этим вопросом.

Василий ГОРЕТЫЙ, ветеран правоохранительных органов:Аскажите, вот после вас будет тема "Патриотизм и государство". Вы как считаете, роль общества в формировании патриотизма выше, чем роль государства? Вот вы изучали всё: семью, учителей, воспитателей, наставников и так далее. Ваше мнение?

Андрей КАНАНИН: Мое мнение: роль общества намного выше, чем роль государства. Дело в том, что мы знаем исторические примеры, когда государство имело ценности, мягко говоря, не совсем отвечающие общечеловеческим. Такие примеры нам в истории известны.

Георгий ЭРГЕМЛИДЗЕ: Пожалуйста, Сергей Сергеевич.

Сергей КОЗЛОВ, депутат облдумы, "Единая Россия":Георгий Ростомович, я прошу прощения, дело в том, что у меня в 16:00 будет встреча со школьниками как раз по патриотизму. Хотелось бы сказать Андрею Владимировичу. Я не знаю, это вопрос или ремарка.

Вот приводится, например, Салтыков-Щедрин, что мы понимаем патриотизм как "Ваше Благородие". Никто не вспоминает, но тут же всплывают слова Достоевского об Александре II, который пишет что "на царя охотятся как на дикого зверя". На царя, который провёл самые либеральные реформы, дал свободу не только своему народу, освободил сербов. И я вот о чем задумался, сидя на нашем собрании: прозвучала своеобразная трактовка СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ, сейчас прозвучит от "Единой России". Товарищи, куда мы идём!? Мы сейчас патриотизму партийную принадлежность припишем...

Мне перед будущими офицерами стыдно – вот перед этими ребятами. Потому что, во-первых, они не должны у нас здесь сегодня заснуть. Второе, они должны уйти с чётким пониманием того, за что они будут рисковать жизнью по первому зову этой самой Родины, и того самого государства, между которыми вы пытаетесь поставить либо знак равенства, либо знак неравенства. А они не должны задумываться: идут они от "единой", "справедливой" России или от коммунистов.

Я никогда не забуду, как в августе 1991 года с пьяным другом-поэтом пошёл защищать Советский Союз к нашему обкому партии, и как коммунисты уходили, склонив головы. А потом я их увидел уже с другими партийными билетами и спрашивал: "А что такое, ребята, произошло?". Вы знаете, они мне ответили знакомое с университета слово, близкое по марксистскому пониманию: "Диалектика".

Андрей КАНАНИН: Сергей Сергеевич, я не говорил о патриотической платформе СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ. Я высказывал свою точку зрения

Сергей КОЗЛОВ: Я прошу прощения у всех. Очень здорово, но всё-таки, мне кажется, что итогом дискуссии должно быть то, что раз ребята здесь сидят, то всё должно быть понятно для них.

Максим КАРПИКОВ, ведущий консультант депутатской фракции "Коммунистическая партия Российской Федерации" Тюменской областной Думы: Андрей Владимирович, Вы упомянули краеведение и курсы истории. Так вот, я как бывший учитель истории хочу отметить, что у нас до сих пор на изучение Великой Отечественной Войны, начиная с 1939 года, с советско-польского конфликта, советско-финской кампании, и заканчивая конфликтом с Японией в 1945 году и окончанием войны, в 9-м классе выделяется только шесть часов. А в 11-м классе – до 8 часов. Это максимум, что может позволить себе учитель на сегодняшний момент, в том числе в год 70-летия Победы в Великой Отечественной войне.

А что касается краеведения, то такого понятия в учебных планах вообще нет. Был такой патриот Юрий Михайлович Лужков, который ввел москвоведение, за что ему огромное спасибо, до сих пор в школах Москвы москвоведение изучают. Но, к сожалению, в школах Тюменской области краеведению отводится ноль часов. И в том числе – жалко, Сергей Сергеевич ушёл – у нас депутаты Тюменской областной Думы проводят парламентские уроки. И, к сожалению, эти уроки получаются в ущерб тому же самому обществознанию. То есть учителя отдают эти самые часы на общение с депутатами, что, конечно же, хорошо, с одной стороны, но с другой стороны – учебные планы до сих пор не пересмотрены и учителя находятся в очень жёстких рамках. А тем более в рамках подготовки к ЕГЭ. Воспитать патриотизм за 6-8 часов? Ну, ответьте мне, возможно это или нет?

Андрей КАНАНИН: Я вам отвечу. У меня мама историк с 50-летним стажем. Проблема мне очень хорошо знакома. Я считаю, что про войну за 600 часов – и то рассказать трудно. Но, честно сказать, постольку я напрямую с вопросом не сталкивался, то для меня эти цифры шокирующие. Шесть часов на всю войну вам дают что ли? Значит, надо, чтобы все депутаты хором об этом кричали. Я за шесть часов, наверное, и 1941 год бы не рассказал.

Сергей ЕФИМОВ, заместитель руководителя депутатской фракции ЛДПР в Тюменской областной Думе: Я хотел бы сказать ещё, Андрей Владимирович, немножко по поисковым движениям. Это неверно, что к каким-то архивам кто-то не допущен. Это где-то, может, вы посмотрели материалы 1992 – 1995 годов. Я этим вопросом профессионально занимался много лет и представители Министерства обороны, и МВД, и ФСБ наоборот всемерно содействуют этому вопросу. И сейчас стоит вопрос о создании – министр обороны Шойгу поднимает этот вопрос – отдельного подразделения, которое будет заниматься именно поисковыми мероприятиями. Но это так ремарка.

Хотел бы сказать следующее. Вопрос "патриотизм и общество" – очень важный и докладчик его осветил. Он поработал добросовестно, но я бы сформулировал этот вопрос иначе: "патриотизм и современное российское общество". Так более актуально. Здесь предыдущий выступающий говорил, что вот "там сидят курсантики наши". Мы, действительно, должны понять... И здесь уже выступала коммунист Казанцева, наша коллега, депутат. Она немного с обидой, может, к предыдущему докладчику высказалась. Я хочу сказать, что сейчас вот эта тенденция в нашем обществе преобладает. Наши оппоненты, как их называют сейчас (раньше бы их называли – враги), подчёркивают все негативные стороны нашей истории. А ведь в истории человечества, в истории каждой империи, в истории каждого государства эти негативные моменты были.

Если строить всю политику в государстве, в том числе и идейно-пропагандистскую работу на этих вопросах, то в обществе создается какое-то впечатление. И давайте будем честными перед собой. Ведь с начала девяностых годов, когда у нас распался Советский Союз, и мы провозгласили демократию, мы до сих пор не знаем, в каком мы государстве живём. У нас социалистический капитализм, или капиталистический социализм? Мы не знаем. И до сих пор наши многоуважаемые философы и идеологи нам трактовать ничего не могут.

Андрей КАНАНИН: У нас суверенная демократия.

Сергей ЕФИМОВ:Вот. Ну, давайте будем говорить, какая мешанина находится в головах сегодня. Даже у людей, у которых преобладают патриотические взгляды.

Предыдущий докладчик говорил, что существует разница: вот Родина – это одно, а государство – это другое. Да, там где-то моряки наши оставлены, тут есть, конечно, разница между родиной и государством, может быть. Но сейчас проблемы у нас стоят перед всем обществом, однако мы живём и развиваемся всё равно.

Давайте вспомним: в Италии памятник Муссолини не снесён – это их история, они его хранят. Были в нашей истории и негативные моменты какие-то, и в Древнем Риме, где закон Рима "предавший единожды". Здесь сидят многие историки, кандидаты наук. Но этот закон тоже не всегда работал. Во все века это было. Но если мы сейчас сосредоточимся на наших негативных явлениях, то к чему мы придём?

Я хочу сказать, что без патриотических устремлений среди всех слоёв населения, не только там пожилых, среднего возраста, молодых, бедных, богатых или среднего класса, мы ничего не добьёмся. Особенно сейчас, после воссоединения России с Крымом. Я сам кадровый офицер, прослуживший и в войсках, и в местных органах военного управления. Сегодня работаю на государственной службе, и я тоже в принципе доволен и приветствую это решение руководителя нашего государства.

Здесь бы я хотел обратить внимание вот на что. Мы сегодня находимся не в легких политико-экономических условиях. С врагами внешними Россия в принципе справлялась всегда. В принципе нам сейчас самим себя бы не задушить в объятиях своих, поэтому мы должны здесь какие-то конструктивные предложения выработать и хотя бы в нашем регионе их внедрять в жизнь. Какая-никакая, а у нас наука есть в области. У нас много вопросов есть к педагогической науке. Именно вопросы патриотического воспитания в учебных заведениях. Ведь о патриотизме можно говорить не только на уроках истории, можно говорить и на уроках математики.

Здесь присутствует многоуважаемая наша директор департамента по культуре. Тоже и в культуре пересмотреть что-то, посмотреть тоже. Я не критикую, я не говорю ничего, мы как-то беседовали с руководителем департамента, непродолжительное время поговорили, есть же много расхождений и мнений, чтобы двигаться куда-то, вот это бы хотелось, чтобы родилось сегодня. А то, что мы скажем, что в 2014 году было неправильно, коммунисты были плохие, именно в принципе коммунисты были плохие. Но шли-то в бой "за Родину", "за Сталина" на смерть. Сегодня – "за Родину", "за Путина". Давайте так уж говорить...

Георгий ЭРГЕМЛИДЗЕ: Спасибо, эмоциональное выступление. Я думаю, оно будет полезным для осмысления происходящего.

Поступила просьба от Юлии Валерьевны Шакурской отпустить её. Думаю, что мы должны поблагодарить её за участие в нашей работе. Всего доброго.

Григорий ГРИГОРЬЕВ,член областного совета ветеранов войны в Афганистане: А вопрос можно?

Георгий ЭРГЕМЛИДЗЕ: Пожалуйста, у вас вопрос к докладчику? Давайте только коротко, вопрос-ответ и дальше пойдём.

Григорий ГРИГОРЬЕВ: Вот первое, Казанцева зря ушла. Она говорит, что это антисоветский доклад, а я считаю, что это неолиберальный доклад.

Значит, у меня вот какой вопрос. Тема, считаю, очень актуальна и постановка вопроса правильная. А вы считаете категорию патриотизма как личностную или всё-таки как общественную? Вот в обоих докладах всё-таки немножко прозвучало, что вы более склонны к общественному. Но я приведу слова генетика Вавилова – тут ссылались на многих уже, – который сказал: "Есть генетический код, который заложен от поколения к поколению". Примеры уже приводили. Я бы хотел напомнить роман Пикуля "Каторга", когда сахалинские каторжане проклинали это государство, но защищали свою Родину. Поэтому вопрос по категории. Как вы определяете патриотизм, как более личностную или более общественную категорию?

И последняя ремарочка. Я про Сталинградскую битву скажу. Я согласен с Максимом [Карпиковым]. Уже несколько раз встречались, все знают, что мы разгромили под Сталинградом 6-ю армию Паулюса – это все школьники знают, кого не спросите из старшеклассников. Но никто вам не скажет, что на территории Омской области была сформирована 59-я армия, вы понимаете. Нонсенс. А ведь должно быть наоборот, чтобы школьники знали лучше именно про 59-ю армию ...

Андрей КАНАНИН: Я, в общем, как человек с базовым философским образованием, понимаю, что любая философская категория – личностная в первую очередь. Но дело в том, что мы не можем не учитывать фактор общественного воздействия при формировании любой личности. Я приведу такой простой пример, как ни странно, связанный с трудами современных биологов, антропологов. Если взять одного человека с чистого листа, новорожденного и поместить в племя, грубо говоря, папуасов, а другого в какую-то высокоразвитую страну современную, то у этого человека будет разное представление о патриотизме, о воинском долге. Вот так бы я сформулировал.

Конечно, категория личностная, но на неё оказывает влияние общественный фактор и окружающая среда. Почему, когда мы говорим о таких вещах как патриотизм, особое внимание уделяется вопросам семейного воспитания, школьного образования и так далее. Среда оказывает существеннейшее влияние на этот личностный выбор человека.

Юрий КОНЕВ, председатель комитета по аргарным вопросам и земельным отношениям Тюменской областной Думы: Уважаемый Андрей Владимирович, вам не кажется, что навязывая обществу дискуссию о ревизии понятия патриотизма, мы тем самым уходим от самого главного – а кто же патриот-то? Мы анализируем, что такое патриотизм, и говорим – это любовь к Родине. А вот что такое "любовь к Родине"? И кто является истинным патриотом и ложным патриотом? Может быть, надо таким образом повернуть всё это дело?

Андрей КАНАНИН: Я считаю, что нельзя навязать патриотические убеждения. Нельзя стать патриотом, потому что тебе навязали эту точку зрения. Вы помните, мы с вами ещё в начале 2000-х годов в рамках "Народного депутата" во фракционной работе об этом дискутировали. Помню, сколько у нас было выступлений по этим направлениям...

Георгий ЭРГЕМЛИДЗЕ: Это время возвращается, поэтому эта тема и является актуальной. Спасибо. Реплика у Владимира Ильича.

ВЛАДИМИР ШАРПАТОВ: летишь одиннадцать беспосадочных часов со скоростью 900 км/час. Керосин кончается, а Россия – нет

Владимир ШАРПАТОВ, Герой Российской Федерации, депутат Тюменской областной Думы, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ":Уважаемые земляки, вот не знаю, как у многих, но у меня вот какое сложилось впечатление. То ли мы сидим на защите диссертации, то ли на партсобрании, честное слово. Ведь можно увязнуть в толковании понятия патриотизм, и мы увязаем. А либералы тем временем с экранов будут вербовать новых русофобов и предателей. Они же ничего не предлагают, только ругаются.

Давайте просто поговорим о жизни, выясним, что нам мешает и что помогает жить, кто мы такие-то на самом деле. У каждого же своё понятие патриотизма. Вот это и есть патриотизм – кто как живет, что чувствует. Не надо в словах увязать. По-моему, это просто чувство и как уже Юрий Михайлович сказал – это любовь. А любовь это тоже чувство.

Я вот побывал в 65 странах, но ни разу у меня не появилось желание в какой-нибудь из них остаться. Хотя это было начало 90-х годов, когда у нас ни пожрать, ни одеть ничего не было. И вот я, когда сегодня встречаюсь с ребятишками, всегда им рассказываю не про эти страны, а о том, как я летал на своём могучем самолете над нашей Россией. Рассказываю им, как летишь с Курильских островов над тундрой по 500-1000 километров и под тобой – ни одного огонька. Значит, сколько там недр не освоено, там нога человека ещё не ступала. Зато когда перейдёшь границу западную, до Англии дойдешь – там море огня. Не знаешь, где они сеют, где пасут. И понимаешь, почему они на нас зубы всегда точат.

А ещё больше понимаешь, когда вот заправишь 90 тонн горючего, заберёшься на эшелон, и летишь час, пять часов, семь часов, одиннадцать часов беспосадочных со скоростью 900 км/час. Керосин кончается, а Россия – нет. И всегда ребятишки начинают мне хлопать. Дети понимают. Вот о чём надо говорить.

(продолжение следует)

Стенограмма – Иван Кулябин,

фото – Семён Комаров

Источник: TG

ЗАЯВЛЕНИЕ о ситуации в Тюменской области в связи с COVID-19
Региональное отделение СР переходит на дистанционный режим работы
Александр Ремезков о том, как обезопасить россиян от коронавируса, а бизнес от экономического кризиса
Александры Петрушин: "Если бы был референдум нам бы пришлось отдельно голосовать за каждую поправку"
Госдума приняла во втором чтении законопроект о внесении изменений в НК РФ и в закон "О налоговых органах РФ".
Программа партии
Руководство
Устав партии
История партии
Контакты
Вступить в партию