ГлавнаяНовостиЛицаФото/ВидеоКонтакты

09 февраля 2021

В редакцию пришло письмо. Семейная форма обучения в Тюмени: плати сам и не вякай

Активная демографическая политика государства последние 10-15 лет дала "бэбибомбический" результат, к которому система не была готова – муниципальные детские сады и школы переполнены, детей – толпы

Именно такое впечатление и создают сегодня общеобразовательные учреждения, где в некоторых школах по 15 первых классов, в каждом из которых более 30 учеников. Учителей на работу в городские школы ищут днем с огнем, берут без разбора, опыта и особого профнавыка. Организовать учебный процесс в толпе из 30 ребятишек, где половина пришла учиться, а вторая – беситься, – это талант, которым располагает далеко не каждый педагог. В итоге и получается, что половину урока учитель пытается привлечь внимание учеников, а вторую половину – вместить в их умы хотя бы некую часть и без того премудрой современной образовательной программы.

С этой данностью готовы мириться не все, некоторые родители выбирают семейную форму обучения как единственно возможный вариант для качественного освоения ребёнком учебной программы.

В их числе тюменская мама Мария Петрова (имя и фамилия персоны, обратившейся в редакцию газеты, изменены по её просьбе – ред.TG), которая перевела свою дочь-шестиклассницу из муниципальной школы на домашнее обучение. На то были веские причины, и результаты родительница видит в этой перемене в основном положительные. О них она рассказала корреспонденту "Губернии".

"Дочь, пока посещала школу, была часто дёрганной и раздражительной, – говорит мать, – о школе ничего не рассказывала. Образовательная программа просто "загоняла" ее в стресс, ведь помимо любимых точных предметов, приходилось несколько учебных часов в неделю тратить на такие "вторичные" и в принципе "пустые" предметы, как технология, музыка, изо, годовую программу которых можно пройти за неделю. И ладно бы дети, к примеру, на музыке пели песни, как мы когда-то в СССР находили отдушину в этом уроке, – они ведь там рефераты пишут! Слушают лекции, как будто собираются стать музыкальными критиками. Очень сомнительно, что после этих уроков подростку захочется бежать на концерт в филармонию или учиться в музыкальной школе.

Я не знаю, какого ребенка в итоге хочет видеть наша общеобразовательная программа, – продолжает Мария, – вижу только перегруженного, уставшего, в постоянном стрессе подростка. А ведь это юность – самая счастливая пора, которой нужно наслаждаться!

У меня дочь, пока училась в школе, очень не любила биологию. Теперь, перейдя на семейное обучение, благодаря замечательному педагогу в онлайн-школе, это ее любимый предмет. Я с ужасом думаю, что она могла пройти мимо него! А ведь он, скорее всего, ляжет в основу её будущей профессии, станет смыслом дальнейшей жизни. Ради этого только стоило оставить обычную школу.

Однажды я пришла в школу и подошла к классу, где проходило занятие, – вспоминает неприглядный эпизод Мария. – Приоткрыв дверь кабинета, я ужаснулась: в классе творился настоящий хаос, учительница из последних сил призывала учеников к тишине, и вдруг кто-то кинул в неё учебник...

Теперь моя дочь удалённо учится в частной школе Санкт-Петербурга, мы занимаемся дома, и ребенок к 8 классу обожает все без исключения предметы. А всё потому, что преподаватели заинтересованы в интеллектуальном росте ребёнка, внимательные интеллигентные люди. Никто её не отвлекает, не шумит. Она самостоятельно составляет своё расписание на год, сама планирует своё временя, никакого навязывания. Успешно освоив предмет и получив хорошие баллы за ответ, зарабатывает бонусы, на которые может купить другие, интересующие предметы. Настоящая взрослая жизнь!" – поделилась мама "семейной" школьницы.

Мария Петрова также поведала и об обратной стороне медали такого выбора. Хочешь ребенка выучить как следует – плати за всё сам. И рублем, и личным временем. Единственное – учебники, которые бесплатно предоставляет школа, за которой закреплен ученик, и она же ждет два раза в год "семейного" ученика на промежуточные аттестации. Консультации учителей по предметам – дело чаще всего добровольное, никто им за это не доплачивает, свое внеурочное время они тратят из альтруистских побуждений.

В соседних с Тюменской областью регионах, Свердловской и Пермской, с 2013 года действуют региональные постановления об утверждении порядка финансирования расходов (или компенсации затрат родителям), связанных с получением начального общего, основного общего, среднего общего образования в форме семейного образования.

В этих регионах родителям возмещают затраты: на реализацию федеральных государственных образовательных стандартов – 80 процентов от размера базовых нормативов финансирования на оплату труда педагогических работников общеобразовательных организаций и 100 процентов – на приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр.

Школе остается лишь 20 процентов от размера базового норматива финансирования, которые идут на оплату труда педагогических работников, осуществляющих практические работы, консультационную и методическую помощь, проведение промежуточной и (или) государственной итоговой аттестации. Причем, в случае провала ученика на экзамене все компенсации испаряются. Одно из условий их предоставления – успешное прохождение обучающимся всех промежуточных и (или) итоговых аттестаций: определяется оценками "отлично", "хорошо", "удовлетворительно".

Таким образом, все участники учебного процесса работают в единой налаженной цепочке, где никто ни на кого не имеет обид, все финансово замотивированы и работают на один результат – получение надёжных знаний ребенком и отличная сдача экзаменов по всем предметам.

Многолетний успешный опыт соседей вдохновил тюменских родителей. В том числе нашу героиню, Марию Петрову, которая стала активно писать в законодательные органы государственной власти, чтобы они рассмотрели и применили эту передовую практику компенсации затрат родителям. Но тюменские власти не увидели "прозрачности" в таком финансовом процессе. Председатель Тюменской областной Думы Сергей Корепанов так ответил в своем письме просительнице, цитата: "компенсации родителям, дети которых находятся на семейной форме обучения, не предусмотрены, поскольку определить целевое использование родителями данной компенсации не предоставляется возможным", – конец цитаты. То есть деньги вам дали на учебники, и где же книжки? Отчитайтесь, пожалуйста, по пунктикам за каждый карандаш.

Вот если бы товарищ председатель изучил как следует постановления наших соседей по УФО, он бы увидел, что там черным по белому написано, что финансирование осуществляется только в случае, если ребенок успешно проходит аттестацию. Без учебников и занятий с ребенком дома сделать это невозможно по определению. Это ответственность и родителя, и ученика.

Думаю, тюменские власти панически опасаются того, что все малоимущие семьи тут же кинутся за "халявной" выплатой. Ну, предположим, получат они её один раз при заключении договора, ну "погуляют" на неё разок. А дальше – экзамен, где их неразумное чадо двух слов не свяжет, если не занимался. И праздник закончится.

Наверное, именно по этой же причине детские пособия в нашей стране мизернее мизерного. Ведь поди-проверь, куда эти "мамашки" деньги государственные тратят, а вдруг не на подгузники?

С мнением региональных властей не совсем согласны и школы. Ведь они тоже заключены в эту систему семейного обучения, а оно все равно есть, как бы тюменские чиновники этого не хотели. Учебники для таких учеников школы закупают на свои собственные резервы, некоторые даже финансово стимулируют учителей. Один из примеров – гимназия номер 16.

"Сказать, что семейное обучение стало массовым явлением нельзя, – комментирует ситуацию директор гимназии Наталья Филиппи. – В нашей школе на неё перешли всего три ученика. Один из них живет за границей, второй получает углубленный английский в другой образовательной организации, третий ученик самостоятельно выбрал такую форму обучения. Все дети учатся неплохо, ведь выбор сделан осознанно, а не на волне хайпа. Конечно, нам, образовательным учреждениям, непросто: все учебники и методические материалы для "семейных" учеников мы закупаем на собственные средства. Когда начинается аттестационный период, мы все равно работаем с учителями за счет средств фонда стимулирования, ведь они тратят свой ресурс на консультации и прием экзаменов. Для нас это нагрузка, так или иначе. Ладно, у нас только три ученика. Но я знаю, что есть школы, как номер 15, гимназия номер 1, где учеников на семейном обучении гораздо больше.

В Москве есть специализированные учреждения для такой формы – там отличная образовательная платформа. Если бы такая же школа была у нас, то нагрузка на муниципальные учреждения снизилась бы..."

В 2019 году в Тюмени семейную форму обучения выбрали 357 детей. Цифра неуклонно растет, всё чаще родители и дети "уходят" из школы, выбирая спокойный ритм обучения, без криков и школьного хаоса. При этом на отсутствие необходимой ребёнку социализации, которой нередко пугают педагоги и психологи, никого из родителей не обращает внимания. "Потому что наши дети посещают места дополнительного образования – там хорошая социализация", – утверждают они.

Учиться дома – удовольствие по карману далеко не всем, ведь это затраты на репетиторов, на частные школы, которые поддерживают и сопровождают обучение по семейной форме. В большинстве своём родители идут на такой шаг осознанно и вкладывают огромные силы и средства на обучение наследников. Результаты, судя по экзаменационным срезам, более чем высокие.

Но как всегда в любом вопросе мнения разделились. И в первую очередь весомый противовес демонстрирует региональная власть.

Редакция "Губернии" направила официальный запрос губернатору Тюменской области о возможности выделения компенсационных выплат родителям "семейных" детей, и получила ответ от заместителя губернатора Е.С. Еремеевой, которая сообщила, что, цитата: "родители, которые отказываются от получения образования в образовательных организациях, принимают на себя обязательства, возникающие при семейной форме получения образования. Добровольно выбрав семейную форму обучения, родители должны обеспечить обучение ребенка, заниматься обучением ребенка лично, либо привлекать для этого частных преподавателей. При этом дети бесплатно получают весь объем консультационно-методических занятий при подготовке к аттестации. В отношении смей, добровольно выбравших семейную форму образования, также должны применяться критерии нуждаемости и соблюдаться принцип адресности", – конец цитаты.

Иными словами, деньги дадут только нищим. Не нравится – ваши проблемы, отправляйте ребенка обратно в школу.

Пока положение семейного образования в Тюменской области устраивает региональную власть, ведь какие серьезные разговоры можно вообще вести, если речь идет всего о нескольких сотнях школьников. Вот когда в каждом классе появятся "семейные" дети, и цифры статистики кратно вырастут, тогда, возможно, начнется скупой диалог по существу о принципах нуждаемости.

Семейная форма обучения законодательно закреплена на федеральном уровне РФ, но финансово в нашем регионе не обеспечена. При ином раскладе мы бы уже видели совсем другие цифры статистики "семейных" и имели бы другие итоги выпускных экзаменов. Да и загруженность классов, надо полагать, стала бы меньше, а учителя – более спокойными.

Вера Романова

Источник: Тюменская Губерния

Сергей Миронов призвал чиновников остановить неконтролируемый рост цен на отдых в России
Депутат Сергей Морев с рабочим визитом в городе Тобольске
Госдума окончательно приняла закон "О внесении изменения в статью 179-4 Бюджетного кодекса РФ". Комментарий Александра Ремезкова
Депутат Сергей Морев провел выездной прием граждан в городе Заводоуковске
В Тюмени ко Дню защиты детей прошел детский турнир по боксу
Программа партии
Руководство
Устав партии
История партии
Контакты
Вступить в партию